Новости
Администрация района
Структура администрации
Контактные данные
Полномочия администрации
Кадровое обеспечение
Порядок поступления
Вакансии
Квалификационные требования
Условия и результаты конкурсов
Конкурс на замещение вакантных должностей
Конкурс «Лучший муниципальный служащий»
Нормативные правовые акты
Итоги проведения конкурса
Кадровый резерв
Порядок включения в кадровый резерв на замещение вакантной должности муниципальной службы
НПА
Реестр резерва кадров
Резерв управленческих кадров
Информация о сроках и об отборе кандидатов в резерв управленческих кадров
Нормативные правовые акты
Реестр резерва управленческих кадров
Порядок ведения реестра муниципальных служащих администрации Александровского района
Сведения об аттестации муниципальных служащих
Делопроизводство
План мероприятий
Еженедельный план мероприятий Александровского района
Официальные выступления и заявления Главы Александровского района, его заместителей
График приема граждан
Обзор обращений граждан
Банковские реквизиты
Нормативно-правовые акты
Проекты НПА
Независимая экспертиза проектов НПА
Распоряжения
Постановления
Архив постановлений 2005 - 2014
2005-2009 г.
2010
2011
2012
2013
2014
Общественное обсуждение НПА по нормированию закупок
Порядок обжалования муниципальных правовых актов
Отчёты о деятельности администрации
Выполнение наказов избирателей
Перечень информационных систем
Политика обработки персональных данных
Антитеррористическая комиссия Александровского района
Антинаркотическая комиссия Александровского района
Антитеррористическая деятельность
Александровский район
Устав района
Глава района
Паспорт района
Карта района
Печатные и электронные СМИ
Совет народных депутатов
Полномочия СНД
Аппарат СНД
Новости
Сведения о депутатах
Сведения о доходах
Схема избирательных округов
Повестки заседаний
Решения СНД
Архив решений СНД 2010 - 2014
Проекты решений
Постановления Главы Александровского района
Проекты постановлений Главы Александровского района
Почётные граждане
Почётные граждане Александровского района
Почётные граждане города Александров
Нормативные документы
Отдел ЗАГС
отдел ЗАГС администрации Александровского района
Рождение
Установление отцовства
Смерть
Заключение брака
Расторжение брака
Перемена имени
Усыновление
Выдача повторных свидетельств
Выдача справок
Истребование иностранных документов
Нормативно-правовые акты
Полезная информация
Размеры государственной пошлины
Льготы по уплате государственной пошлины
Сведения об органах ЗАГС Владимирской области
Порядок оказания государственных услуг (выдержки из законодательства)
ГОСУСЛУГИ
Контрольно-счетный орган
Контакты
Состав КСО
Положение о КСО Александровского района
Заключения по контрольным мероприятиям
Акты проверок КСО
Отчет о работе КСО
Регламент КСО
План работы КСО
Должностные инструкции
Стандарты КСО
Информация о закупках
Порядок обжалования действий КСО
Официальные выступления председателя и заместителя КСО
Сведения об использовании выделяемых бюджетных средств
Информация о кадровом обеспечении КСО
Информация о работе КСО с обращениями граждан
Противодействие коррупции
Сведения о доходах
Внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов
Формы обращений, принимаемых к рассмотрению
Имущество и землеустройство
КУМИ
Приватизация муниципального имущества
Аренда муниципального имущества
Торги по земельным участкам
Образцы заявок
Проекты договоров
Аукционы
Кадастровая оценка
Официально
Многодетным семьям
Официально КУМИ
Извещения
Планы проверок по муниципальному земельному контролю
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Реестр имущества СМП
Информация об изменения действующего законодательства РФ
Информация об объектах
Образование
Дошкольные образовательные учреждения Александровского района
Общеобразовательные учреждения Александровского района
Учреждения дополнительного образования Александровского района
Всероссийская олимпиада школьников
Новости
Родителям на заметку
Опека и попечительство
Объявления для супергероев
Ищу семью
Разъяснение вопроса о включении в муниципальный список детей-сирот
Информация от отдела опеки и попечительства
Бланки заявлений
Территориальная ПМПК
Документооборот
Приказы и Положения
Отчеты
Итоговая аттестация учащихся
Общая информация
ГИА-9
ГИА-11
Контакты
Вакансии
Дорожная карта
Нормативные документы
Аналитические и отчетные материалы
План работы
Горячая линия
Санаторно-курортное оздоровление школьников
Показатели мониторинга муниципальной системы образования
Независимая оценка качества образовательной деятельности
Финансы
Сайт финансового управления
Бюджет для граждан
Официально
Исполнение бюджетов
Бюджеты
Исполнение бюджетов (архив)
2010-2011
2012
Отчет об исполнении районного бюджета на 01.04
Нормативно-правовые акты
2014
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности
Численность и затраты на работников ОМС МО Александровский район
Численность и затраты на работников ОМС МО город Александров
Сведения о предоставляемых льготах
Проекты бюджета
Сведения о результатах проверок фин. контроля
Экономика и инвестиции
Социально-экономическое развитие
Муниципальные программы
Действующие муниципальные программы
Перечень муниципальных программ
Общественное обсуждение программ
Проекты муниципальных программ
Итоги реализации муниципальных программ
2014 год
2015 год
Годовые отчеты
Информация об эффективности выполнения МП
2016 год
Годовые отчёты
Информация об эффективности выполнения МП
2017 год
Годовые отчёты
Информация об эффективности выполнения МП
2018 год
Годовые отчёты
Информация об эффективности выполнения МП
2019 год
Нормативно-правовые акты
Инвестиции
Инвестиционные площадки
Сведения о наличии свободных производственных площадей
Паспорт инвестиционных площадок
Индустриальные парки
Ответственные лица
Перечень реализуемых и намеченных к реализации проектов
план создания объектов инфраструктуры
Совет по улучшению инвестиционного климата
Инвестиционный паспорт
Сельское хозяйство
Информация для предприятий
Оценка регулирующего воздействия
Нормативно-правовые документы по ОРВ
Публичные консультации и обсуждения
Заключения о проведённой ОРВ
Стратегия социально экономического развития
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
Поддержка МСП в Александровском районе
Реестр получателей поддержки
Муниципальная программа «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в Александровском районе»
Мероприятия, конкурсы, объявления
Тарифы и ценообразование
Коммунальные услуги
Жилищные услуги
Услуги по перевозке пассажиров
Труд и занятость
Национальные проекты
Реализация национальных проектов в 2019 году
Паспорта национальных проектов РФ
Деятельность
Градостроительство
Новости в сфере градостроительства
Документы территориального планирования
Правила землепользования и застройки
Документация по планировке территории
Приобрести земельный участок
Получить услугу в сфере строительства
Исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства
Экспертиза инженерных изысканий и проектной документации
Получить сведения из информационных систем в сфере градостроительной деятельности
Статистическая информация и иные сведения о градостроительной деятельности
График обучающих семинаров для участников градостроительной деятельности
Калькулятор процедур. Инфографика. Видеоролики. Буклеты
Полезные ссылки
Муниципальные закупки
Национальная политика
Противодействие коррупции
Информационные материалы
Нормативные правовые акты
Порядок предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Порядок урегулирования конфликта интересов
Порядок уведомления об иной оплачиваемой работе
Планы противодействия коррупции
Опубликование сведений о доходах
Формы документов для заполнения
МКУ УЖКХ
МКУ УЖКХ Александровского района
Контакты
Список сотрудников
Устав
Отопительный сезон 2015 - 2016 гг
Управляющие компании, ТСЖ, ЖСК
Предприятия МКУ УЖКХ
Новости
#ВместеЯрче
Муниципальные программы
МП Развитие образования
Нормативный документ
Реализация программных мероприятий
Заказчик
Подрядчик
Строительный контроль
Авторский надзор
Информация
МП Охрана окружающей среды
Нормативные документы
Реализация программных мероприятий
Заказчик
Подрядчик
Строительный контроль
Авторский надзор
Информация
МП Развитие сельского хозяйства
Нормативные документы
Реализация программных мероприятий
Заказчик
Подрядчик
Строительный контроль
Авторский надзор
Информация
МП Развитие физической культуры и спорта
Нормативные документы
Реализация программных мероприятий
Заказчик
Подрядчик
Строительный контроль
Авторский надзор
Информация
Коммунальные предприятия
Город Александров
Сельские поселения
Транспорт
Список перевозчиков и маршруты
Расписание движения автобусов в Новогодние праздники
Расписание - г. Александров
Расписание - пригородные рейсы
Нормативно-правовые акты УЖКХ
Дорожное хозяйство и благоустройство
МП Повышение безопасности дорожного движение
Текст программы
Заказчик
Подрядчики
Информация
МП Развитие дорожного хозяйства
Текст программы
Заказчик
Подрядчики
Информация
Благоустройство и озеленение
Текст программы
Заказчик
Подрядчики
Информация
План по ремонту
Капитальный ремонт жилищного фонда
Фонд капитального ремонта
Государственная жилищная инспекция
Город Александров
Андреевское сельское поселение
Каринское сельское поселение
Краснопламенское сельское поселение
Следневское сельское поселение
Подготовка к отопительному сезону
Мероприятия по подготовке к ОЗП
Отчет по форме 1-ЖКХ(зима)
Раскрытие информации по УК, ТСЖ и ЖСК
Город Александров
Андреевское сельское поселение
Каринское сельское поселение
Краснопламенское сельское поселение
Следневское сельское поселение
Муниципальная услуга
Нормативно-правовые акты
Информация
Нормативные документы
Социальная политика
Областное государственное учреждение социального обслуживания
Территориальный отдел социальной защиты
Необходимые документы для получения субсидии
Вопрос-ответ
Блок-схема процедуры предоставления услуги
Административный регламент
Региональные стандарты
Прожиточный минимум
Условия прекращения предоставления субсидий
Нормативно-правовые акты
Контакты
Комитет по социальной политике
МКУ "КСП Александровского района"
Новости
Конкурсы/афиши
Доступная среда
Нормативные документы
Учреждения культуры
Независимая оценка качества услуг учреждений культуры
Общественный совет
Целевые показатели оценки качества услуг
Перечень учреждений культуры Александровского района, подлежащих независимой оценке качества оказания услуг в 2017 году
Протоколы заседаний Общественного совета по проведению независимой оценки качества оказания услуг муниципальными учреждениями культуры Александровского района
Рейтинг культурно-досуговых учреждений
Рейтинг межпоселенческих библиотек
План работы отдела по культуре, молодежной политике и туризму
Антикоррупционная деятельность комитета
Информационные материалы
Комиссия по делам несовершеннолетних
Официально
Новости
Учреждения МБОУ ДОД
Туризм
Новости туризма
Исторический очерк
Памятники культуры
Музеи, Выставки
Монастыри и Храмы
Гостиницы
Нормативные документы
Проекты, Конференции, Фестивали
Результаты независимой оценки качества оказания услуг учреждениями культуры Александровского района
Росреестр
Городская прокуратура
МКУ «Управление по делам ГО и ЧС Александровского района»
Телефоны экстренных и аварийных служб
Руководство
Горячая линия
МКУ "УГОЧС" информирует
ГИБДД ОМВД России по Александровскому району
Информация
Хроника происшествий
Анализ аварийности
Кражи и угоны
Профилактические мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения
Профилактические мероприятия по детскому дорожно-транспортному травматизму
Памятки
Общественная безопасность
Телефоны единой службы спасения
Прогноз развития ЧС
Антитеррористическая деятельность
Пожарная безопасность
Профилактика экстремизма
Связь и телекоммуникации
Печатные и электронные СМИ
МБУ «Александровское радиовещание»
Потребительский рынок и услуги
Защита прав потребителей
Стандарты в сфере общественного питания
Бланки заявлений
Схема размещения нестационарных торговых объектов
Информация
Определение прилегающих территорий
Здравоохранение
Медицинские учреждения
Медицинские организации, работающие в системе ОМС
Страховые медицинские организации
Александровский межрайонный филиал ТФОМС Владимирской области
Полис обязательного медицинского страхования
Спорт
Новости спорта
Отдел по физической культуре и спорту
Спортивные учреждения
Спортивные мероприятия
ФК «Фаэтон»
Центр тестирования ГТО
Административные регламенты
Нормативные документы
Городская среда
Городская среда
Нормативные документы
Проекты нормативных документов
Рейтинговое голосование
Природопользование
Отдел природопользования
Новости
Информация для предприятий
МКУ «Архив Александровского района»
Общие сведения
Устав МКУ "Архив Александровского района"
Список фондов
Сведения о наличии, составе документов по личному составу ликвидированных организаций и учреждений по Александровского району, находящиеся на хранении
Архивный фонд личного происхождения
Регламенты МКУ "Архив Александровского района"
Бланки заявлений
Куда обращаться за документами
Порядок передачи документов по личному составу от ликвидированных (в том числе в результате банкротства) организаций в архив
Памятка конкурсному управляющему
Строительство и архитектура
Муниципальное казенное учреждение «Управление строительства и архитектуры Александровского района
Жилье для многодетных семей
Перечень муниципальных услуг
Схема территориального планирования Александровского района
Генеральные планы
Градостроительное зонирование
Реклама
Индивидуальное жилищное строительство
Публичные слушания
Реестры разрешений
Нормативы градостроительного проектирования
Проекты планировки и межевания
РЕЕСТР мест (площадок) накопления ТКО
Реестр парковок
Органы местного самоуправления
Город Александров
Город Карабаново
Город Струнино
Поселок Балакирево
Краснопламенское сельское поселение
Андреевское сельское поселение
Каринское сельское поселение
Следневское сельское поселение
Общественные организации
"Живая вода"
Муниципальные услуги
Нормативно-правовые акты
Административные регламенты
Технологические карты
Независимая экспертиза регламентов
75 лет Победе в Великой Отечественной войне
Медиагалерея
Открытые данные
Законодательная карта сайта


ПнВтСрЧтПтСбВс

 

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ) муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер;

Из вышеизложенного законодательного определения к существенным признакам муниципального правового акта относятся: различные субъекты (население муниципального образования, орган или должностное лицо местного самоуправления), предмет регулирования (вопрос, который регулируется), форма акта (установленный вид и реквизиты документа), обязательность применения, вид (нормативный или ненормативный).

В соответствии с ч.1 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ в ст.10 Устава муниципального образования Александровский район определены виды муниципальных правовых актов муниципального образования Александровский район:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Муниципальные правовые акты, принятые органами и должностными лицами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории района.

Законодательство Российской Федерации разделяет муниципальные правовые акты на нормативные и ненормативные.

Нормативный правовой акт — изданный в установленном порядке документ, содержащий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений либо изменение или прекращение существующих правоотношений.

Правовые акты, не отвечающие указанным требованиям, являются ненормативными.

Действующим законодательством предусмотрено три самостоятельных способа защиты интересов граждан и юридических лиц, нарушенных принятием муниципального правового акта.

В соответствии с ч.1 ст.48 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено:

1) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт;

2) судом;

3) уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 33 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Таким образом, гражданин вправе обратиться непосредственно в органы местного самоуправления или должностному лицу, в том числе по вопросам связанным с принятием муниципального правового акта.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В зависимости от вида муниципального правового акта определяется судебный порядок обжалования - законодателем предусмотрен порядок обжалования нормативных правовых актов и порядок обжалования ненормативных правовых актов.

Порядок обжалования муниципальных правовых актов регламентирован Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В соответствии с требованиями КАС РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Правила обжалования муниципальных нормативных правовых актов в суде общей юрисдикции закреплены в главе 21 КАС РФ.

Административное исковое заявление об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов в суд общей юрисдикции должно соответствовать требованиям, установленным ст.209 КАС РФ.

К административному заявлению об оспаривании муниципального нормативного правового акта должна быть приложена копия оспариваемого муниципального нормативного правового акта.

Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет следующие обстоятельства:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, а также признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченной организацией или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, не влечет за собой обязанность суда прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока, установленного ст.298 КАС РФ для апелляционного обжалования, если оно не было обжаловано.

В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. В случае отмены или изменения решения суда первой инстанции определением суда апелляционной инстанции и принятия нового решения оно вступает в законную силу немедленно.

Правила обжалования муниципальных ненормативных правовых актов в суде общей юрисдикции закреплены в главе 22 КАС РФ.

В соответствии с нормами главы 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС РФ.

К решениям относятся акты органов местного самоуправления, их должностных лиц, принятые единолично или коллегиально (далее – ненормативные муниципальные правовые акты) содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Предметом обжалования в суде могут быть ненормативные муниципальные правовые акты, если в результате их принятия:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин, организация, иное лицо вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, если иной срок не установлен КАС РФ.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Если иное не предусмотрено КАС РФ, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца со дня поступления административного искового заявления в суд.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет следующие обстоятельства:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями принимается по правилам, установленным главой 15 КАС РФ.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 186 КАС РФ.

В случае, если муниципальным ненормативным правовым актом затрагиваются интересы граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то они подлежат обжалованию в арбитражном суде по правилам, закрепленным в главе 24 АПК РФ.

То есть, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Данные дела рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ с учетом особенностей, установленных главой 24 АПК РФ.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

Заявление о признании ненормативного муниципального правового акта недействительным должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 199 АПК РФ.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в органы, осуществляющие публичные полномочия, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.