***Всероссийскому обществу слепых 6 апреля исполнилось 90 лет.
За историческими датами всегда стоят события: образованное в 1925 году, общество вместе со страной пережило революционные преобразования, Великую Отечественную войну, послевоенные годы восстановления народного хозяйства, «оттепель», перестройку, развал СССР… Сейчас живет в эпоху становления обновляющегося государства. Но какие бы политические бури не проносились над Россией, общество крепких духом людей живет. Мы встретились с руководителем местной организации ВОС В.Г. ЕПИХИНЫМ, чтобы поговорить о том, какое значение для города (да и всего Александровского района) имело Александровское УПП ВОС, какие сейчас переживает времена не только предприятие, но и общественная организация, о взаимодействии гражданского общества с властью.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…
- Через 8 лет, как была совершена революция, молодая советская республика принимает решение о создании общества для людей с ограниченными возможностями. Кругом разруха, голод, сироты, беженцы, беспризорники, работы и жилья нет, но Совет народных комиссаров постановляет объединить инвалидов ВОС и ВОГ (глухих) в единую организацию. Учредителем стал Совнарком внутренних дел, а в 1929 году организации разделили и передали наркомату социального обеспечения. Первыми поставленными задачами считались предоставление работы и жилья.
Вспомним, сколько жилой площади было построено: только в Александрове тысячи квадратных метров, в масштабах страны – миллионы. В советское время были возведены такие социально-значимые объекты, как 2 реабилитационных центра (в Бийске на Алтае и в Волокаламске под Москвой), для инвалидов по зрению на деньги ВОС были так же построены 3 санатория, которые действуют до сих пор – «Машук» в Пятигорске, «Солнечный берег» в Геленжике и «Сосны» в Быково. В свое время ВОС построило академию – сегодня это глазная клиника имени Федорова в Москве. То есть вклад в государственную социальную политику был очень весом.
Давайте вспомним, что и трудоустроить инвалидов по зрению было очень непросто. Куда они шли работать? На обычное производство, где ничего под них не переоборудовалось? Людям с остаточным зрением было запрещено таскать тяжести, а их брали только на неквалифицированную работу. Тогда на это глаза закрывали, но не значит, что не думали, как исправить положение. Перед Великой Отечественной войной ВОС на очередном съезде решает создавать свои предприятия, приспособленные под слабовидящих или незрячих людей. Но помешала война, и к задуманному общество смогло вернуться только в начале 50-х годов. До этого существовали артели слепых (в Александровском районе такая артель числилась на балансе Горкомхоза, который не заботился о соблюдении норм труда и техники безопасности). Только тогда, когда ВОС взяло в свои руки трудоустройство инвалидов по зрению, началось его настоящее развитие. Хотя СМИ об этом молчали. Я сам пришел на УПП ВОС в 1985 году, до этого отработав 9 лет на радиозаводе. Был курс обучения, пришлось освоить практически все рабочие профессии.
***- Меньше всего хочется, чтобы наш с Вами разговор выглядел как ностальгия по прошлому, когда и «трава была зеленее и небо голубее».
- Согласен, но без сравнений с прошлым, невозможно понять масштабов сделанного обществом. И потом: последующие поколения, кто идет за нами следом, должны знать историю. Без нее не бывает ни настоящего, ни будущего. На всех совещаниях, где удается выступать по проблемам и правам инвалидов по зрению, всегда провожу аналогии: государство контролировало деятельность ВОС, за обществом был закреплен инструктор ЦК КПСС. На тот период в России существовало 183 УПП (учебно-производственных предприятий), к ним была подключена наука. Во Владимирском регионе насчитывалось 4 УПП, все предприятия считались производствами высокой культуры. А сегодня мы что имеем? Предприятия стоят, их обложили налогами – о каком развитии речь? Без поддержки государства и местных органов власти Александровское предприятие развалилось: сейчас там числится 12 человек, но они не работают, ничего не производят. А ведь главная задача реабилитации инвалидов состоит в том, чтобы обеспечить их занятость, чтобы они чувствовали себя нормальными, полноценными членами общества. О чем тут говорить, если у нас здоровые люди не могут найти себе достойную работу и уезжают в Москву?
***- А ведь законодательных актов на счет трудоустройства инвалидов немало: это и закон о квотировании рабочих мест, и документ, отражающий создание для инвалидов доступной среды…
- Закон о квотировании, который вы упомянули, за 25 лет менялся три раза, а что это дало? Да, по закону работодателям выделяются государством деньги на организацию рабочих мест: 100 тыс. рублей для инвалида первой группы, 80 для второй группы и 65 тыс. – для третьей. Однако же не идут работодатели на то, чтобы взять на себя ответственность за трудоустройство инвалидов, потому что за ними нужно специально закреплять человека, который бы контролировал те же передвижения по производству (а то сунет куда-нибудь руку, получит травму, а работодатель отвечай). На наших предприятиях это все было отточено, но их не стало, а взамен ничего не предложено. То есть хочешь, не хочешь, аналогии напрашиваются – без них просто невозможно объяснить, что было и что стало.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
***- В праздники обычно о проблемах не говорят – оставляют их для буден, у нас же с Вами не получается, чтобы отойти о того, что заботит и не дает покоя. Почему, как Вы думаете?
- Потому что тема взята злободневная – жизнь инвалидов. Как уже говорилось, предприятие распалось, а ведь работа общественной организации напрямую зависела от существования производства. Ведь кто составлял и составляет костят общественной организации? Трудолюбивые, активные люди, приходящие в общество с производства. У нас приоритетом является социокультурная реабилитация (на предприятии, как уже говорил – занятость). Мы проводим различные мероприятия, которые тоже позволяют инвалидам почувствовать себя свободнее в обществе здоровых людей. О чем речь? О поездках по историческим местам, об экскурсиях по местам воинской славы, о посещении выставок, театров, музеев, о развитии спорта. Все это проводится, но приходится почти всегда рассчитывать только на благотворительность, идти с протянутой рукой, в том числе, к органам власти.
Понимаю, что новому руководству района и города Александров не до проблем общественных организаций – обеспечить бы стабильность в сфере жизнедеятельности, но, пользуясь случаем, хочу напомнить властным структурам, в том числе, и депутатскому корпусу, что их главная задача взаимодействовать с общественными организациями, объединять их в один кулак, с людьми нужно встречаться и вместе решать социальные задачи. Власть должна идти навстречу гражданскому обществу, предлагать народу свои инициативы.
А что у нас в районе? Депутаты не имеют дней приема, не отчитываются перед своими избирателями. Как только власть упускает из виду работу с населением и общественностью, это приводит к такому или подобному роду событиям, какие произошли в Украине.
Все смотрят телевидение, читают газеты, слушают радио – общей информации хватает, но хотелось бы, чтобы нас собирали, с нами встречались и советовались, как решить тот или иной больной вопрос. Нужен диалог с людьми, обмен информацией, вопросы и ответы. Только при таком взаимодействии и доверии общества к власти у нас будет все нормально.
(МБУ «Александровское радиовещание»).